Газавтомир
Единый (многоканальный):
(831) 418-58-58
Вход для пользователей
Лента новостей

20.11.2012 | Обзоры моделей   Cummins зимой, или Как дизельный двигатель «прижился» в России

В преддверии зимы мы хотим поговорить о "дизеле". Пришло время разрушать стереотипы, связанные с его мифической несовместимостью с российскими условиями, особенно с российской зимой (все тут же представили себе обледеневшие машины в сугробе). Причем обратиться мы решили не к сухим фактам и цифрам, а к мнению "героев дорог" — самих автомобилистов, преодолевающих каждый день невозможное, оптимистичных и неунывающих, как показывает практика чтения форумов, и заражающих своим энтузиазмом.

Устойчивые представления о "дизеле".

Говорят, что если хорошо зажмуриться и сказать "дизель", то можно услышать "рокот космодрома" и почувствовать запах черных выхлопов из трубы. Бывалый водитель может рассказать, что автомобиль с дизельным мотором поедет медленнее и, наверняка, будет очень долго разгоняться. А с наступлением морозов владелец дизельного автомобиля превращается в сплошной комок нервов, гадающий на прогнозах синоптиков: "заведется — не заведется".

Первые попытки внедрить "дизель" в новейшей истории ГАЗа.

На самом деле, дизельный двигатель — не просто альтернатива бензиновому, он — самое здравое решение для бизнеса, связанного с грузоперевозками любых масштабов. Дизельный двигатель — "впереди планеты всей" по тяговым качествам, очень "гибкий" в движении, как говорят автомобилисты. И более дальновидные и подкованные в технических вопросах российские автовладельцы ждали "хорошего дизеля" (быстроокупаемого и с деталями, которые всегда легко достать) давно: "дизель это двигатель высокой производственной и эксплуатационной культуры" (с одного из авто-форумов) — так один из автовладельцев заканчивает свою мысль о том, что "дизеля" не нужно бояться.

На ГАЗе уже предпринимались попытки оснастить "Газель" дизельным двигателем (Steyr, Andoria) — хотя и мелкосерийное, но достаточно продолжительное производство. Почему не прижился Steyr ("Штайер")? Судя по отзывам владельцев, он оказался слишком дорогим и трудоемким в ремонте. Причем, подчеркивается, что это скорее не конструктивные недостатки, а именно его дороговизна и "нероссийскость",хотя "сам движок отличный, тянет как зверь". Отказавшись от "Штайера", ГАЗ, однако, не отказался от планов выпустить быстроокупаемую экономически выгодную "Газель" с дизельным двигателем, благо ожидали ее с нетерпением. И вот стараниями руководства автогиганта, в 2010 году на "Газели" внедряется  Cummins, двигатель американской разработки и китайского производства.

Cummins — разрушение стереотипов.

дизельная газель дизельная газель
Автомобили "ГАЗ" с двигателем Cummins имеют характерную эмблему на двери

Двигателю Cummins удалось "пустить корни" на российской почве, прежде всего, потому, что дизельные стереотипы "стареют". "У меня несколько машин разной грузоподъёмности (все дизеля)… Кстати, газелька у меня первая (взял потому что с дизелем начали выпускать)" (с форума) — то есть, те, кто раньше отдавал предпочтение иностранной коммерческой технике, именно с момента появления "Газели-Бизнес" с двигателем  Cummins заинтересовались отечественными автомобилями, тем самым покачнув миф о ненужности "дизеля" в России. Когда Cummins появился на одном из авто-форумов написали: "до сегодняшнего момента все дизеля, устанавливаемые на Газели были либо экспериментом, либо кустарщиной". Как и появление "Газели-Бизнес", так и появление этой самой "Газели" с "дизелем" стало новой вехой в истории автозавода, да и, чего скрывать, российского коммерческого транспорта в целом.

Одним из самых устойчивых стереотипов на момент внедрения двигателя Cummins был миф о том, что понятия "китайская сборка" и "качество" несовместимы. Сегодня опытные газелисты по поводу этих сомнений говорят так:  "Может, смущает, что собран в Китае? Я считаю, что он более американский, чем китайский. Я бы поостерегся брать для работы полностью китайский грузовик, а так это газель, и все расходники уже в продаже, замена масла и фильтров занимает 30-40 мин., при том, что нужно снимать защиту двигателя".

камминз камминз
Двигатель Cummins — внешний вид

О только что протестированной дизельной "Газели" на "Форуме "Группы ГАЗ": "Как едет? Классно! Другое слово подобрать трудно: дизельная машина отлично ускоряется на любой передаче (эластичность — потрясающая!), а внушительный крутящий момент позволяет выделывать такое… Первая передача, отпускаю сцепление, не трогая педаль акселератора — машина трогается, вторая передача — трогается, третья — трогается. Отличная тяговитость!.. теперь владельцы новых "Газелей"  начнут грузить гораздо больше…"  Другой комментарий из 2010 года: "Первые впечатления неоднозначные, вроде бы садишься за руль газели, а едешь как в иномарке… Чувствуется тяга дизеля… Немного шумнее в салоне чем в бензиновой маршрутке, но думаю сделать шумоизоляцию…" (показательно, что этот же самый водитель, через два года, говоря о своей "Газели", как о домашнем питомце, написал, что "данная особь копыта откидывать пока не собирается").

"Газель" с дизелем по своим характеристикам не уступает иномаркам подобного класса, а цена на коммерческую "малолитражку" ощутимо приятнее. К достоинствам можно прибавить  вменяемый расход топлива (от 10-12 л/100 км в зависимости от манеры вождения) и легкость в ремонте и обслуживании (скептикам, скрепя сердце, приходится признать, что после перехода на "дизель", ремонтировать "Газели" приходится все реже и реже). Технические характеристики дизельного двигателя идеально подходят для легкой коммерческой техники "ГАЗ": первое, что важно для автомобилей такого класса — это тяга.  Если говорить, о других особенностях "дизеля", то нужно подчеркнуть, что сегодня уровень шума у двигателей Cummins снижен до минимума: дизельный автомобиль настолько акустически комфортен, что в это "трудно поверить! Спасибо хорошей шумо- и виброизоляции: во-первых, непривычно тихо, во-вторых, полностью отсутствуют характерные для дизелей вибрации"  (с "Форума "Группы ГАЗ"). Что касается экологии, то двигатели Cummins постоянно дорабатывают под новые стандарты. Сегодня дизельный двигатель на автомобилях "ГАЗ" соответствует экологическому стандарту "Евро-3", с  января 2013-го года стартует переход на "Евро-4" — процесс модернизации экологических показателей не прекращается.

И еще одна небольшая отсылка к опыту эксплуатации: как сказал один "гениальный дизелист" — "все "простое" в нашем мире всегда состоит из множества "сложного", имея в виду, что часто мы сами все сильно усложняем. Иногда, если "дизель" дымит, для "лечения" нужно просто снять воздушный фильтр и тщательно продуть его: "на вопрос — "почему дизель дымит?", сейчас даже ученик ответит — "мало воздуха".

Примеры техники "ГАЗ" с двигателем Cummins:

газель-рефрижератор дизель молоковоз-газель дизель
"Газель"-рефрижератор Молоковоз на шасси ГАЗ-3302 "Газель-Бизнес"
газель-фермер мастерская дизель микроавтобус газель с высокой крышей дизель
"Газель-фермер" — мастерская Микроавтобус "Газель" с высокой крышей
валдай-фермер еврофургон валдай-автовышка
"Валдай-фермер" — удлиненный еврофургон Автовышка "Валдай"

Подготовка к зиме.

Интересно читать отзывы в интернете. Постепенно понимаешь, что первым владельцам дизельных "Газелей" с Cummins даже не с кем было посоветоваться об особенностях эксплуатации этого мотора, зато сейчас эти люди — самый надежный источник рекомендаций. Это касается и зимней эксплуатации. Как написал один из опытных автовладельцев, "для дизеля зима начинается, когда столбик термометра опускается к отметке + 5°С" — не с целью напугать, а для того, чтобы подготовить коллег к восприятию грамотных советов. Все потому, что зима в России — это не просто специфические условия, это почти стихийное бедствие (снова все представили автомобили-"ледяные глыбы" на улицах). Вопрос, проходить или нет техобслуживание перед зимой, даже если по пробегу еще остается несколько тысяч километров, перед ответственным водителем практически не стоит. Не пройдешь — скорее всего, далеко не уедешь.

"Главная проблема двигателя в зимний период — это холодный старт". Повторяйте это как мантру, и обязательно проверьте сам двигатель, систему впрыска, стартер, аккумулятор, генератор, который обеспечивает зарядку аккумулятора. Дальше больше — в советах интернет-автомобилистов легко запутаться, настолько каждый выбирает именно оптимальные для себя условия. Но мы постараемся выделить главное.

  • Аккумулятор.

"Дизели" требуют от аккумулятора повышенной мощности — "для дизеля в зиму хороший аккумулятор это уже полдела". При подготовке к зиме обязательно нужно проверить уровень электролита, так как "летом про это как-то забывается". Необходимо также проверить аккумулятор на окислительные процессы, произвести очистку, покрыть клеммы защитным слоем, проверить исправность свечей накаливания. "Облегчить жизнь" стартеру и аккумулятору применением масел с пониженной вязкостью" — одно из главных правил зимы.

  • Зимняя "солярка" и замена масла и других жидкостей.

Теперь о жидкостях. "Лишь бы солярка была зимней, а то кисель плохо" — запоминающаяся фраза с одного из форумов. Действительно, зимой главное, чтобы дизельное топливо не превратилось в густую массу. Масло в двигателе необходимо менять примерно раз в 15 тыс. км пробега, но принимаются во внимание и такие факторы, как качество самого топлива и условия эксплуатации, так что случается менять чаще (учитывая наши дороги, ухмылка некоторых автомобилистов при цифре 15 тыс. км неслучайна). С завода автомобили "ГАЗ" выходят с полусинтетическим маслом в двигателе. Но в целом, само понятие "зимнее масло" сегодня устаревает. Традиционно Сummins рекомендует вязкость 15W-40/5W-40. "W" как раз указывает на всесезонность масла. Цифры означают индекс вязкости, в его выборе водители ориентируются на свой опыт эксплуатации и погодные условия.

Ко всему прочему, время перед зимой — самое удачное для замены охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя. Как свой организм мы готовим к холодному времени года, насыщая его всевозможными витаминами, так и для двигателя это обновление — как оздоровительный курс.

  • Предпусковой подогреватель двигателя "Webasto". Автозапуск.

Все проверили и поменяли, "подпитались", теперь нужно завестись. Запуск двигателя зимой облегчают предпусковые подогреватели и функция автозапуска. Сегодня  на всех дизельных автомобилях "Газель" и "Соболь", с числом пассажирских мест, превышающим три, на заводе устанавливается предпусковой подогреватель двигателя  "Webasto" (опционально — на любую модель). "Webasto" облегчает пуск двигателя в любой, даже очень сильный мороз ("заводится в -15 отлично и стартер не залипает", "сегодня с утра было -25, завелся с пол оборота!!!!"). Есть "смельчаки", которые при наличии "Webasto" круглогодично ездят с минеральным маслом, аргументируя — "зато точно ничего не течет" (минеральное масло самое густое, синтетическое самое жидкое).

Ну а о пользе сигнализации с автозапуском много говорить не нужно — приятно из теплой квартиры "нырнуть" в разогретый автомобиль, а не сидеть, отбивая дробь зубами с надеждой и мольбой глядя на "печку".

  • Автономный отопитель салона и утепление стенок.

Упомянули "печку" — нельзя не сказать про автономный отопитель. На первый взгляд кажется, что автономный отопитель в дополнение к "печке" нужен исключительно каким-нибудь нефтяникам, участникам полярных экспедиций или охотникам, на целые недели отправляющимся "в леса". На самом же деле, это очень актуально, например, для "Газели" со спальной кабиной, являющейся и "рабочим кабинетом", и "гостиницей на колесах" одновременно.  Преимущество автономного отопителя в том, что он работает при заглушенном, неработающем двигателе, а это очень удобно во время долгих остановок в холодное время года.  Для сомневающихся подчеркнем, что выбор автономного отопителя зависит от типа топлива, то есть под "дизель" подбирается своя оптимальная модель.

Приятный бонус в виде утепления стенок автомобиля специальным мягким материалом — еще один штрих в создание максимально комфортных условий в холодный период времени, который в России гораздо более долгий, чем жара.

Все советы можно объединить нехитрой русской поговоркой: "готовь сани летом…". Как противовес, "русский авось" — самый любимый способ существования в нашей стране, к сожалению, даже в бизнесе. Хочется верить, что с "дизелем" Сummins в России укоренятся не только западные (хоть и сделанные на Востоке) комплектующие, но и западное отношение к технике и работе.

Будущее "дизеля" в России и дизельных автомобилей из России.

Сегодня мы наблюдаем, что Горьковский автозавод  учел все "за" и "против", и вывод о том, что дизельное топливо является современным и верным решением для грузовиков, уже не подвергается сомнению. Будущее в этом классе техники за "дизелем". Новая "Газель-Некст" проанонсирована исключительно с дизельным двигателем Cummins. Причем, "Газель-Некст" разрабатывалась не только для внутреннего, но и для зарубежного рынка — "Группа ГАЗ" нацелилась на экспорт, как минимум, в страны Европы. Еще недавно многие бы посмеялись, но сегодня это уже не кажется фантазиями менеджеров, "наполеоновскими планами", настолько равномерно и поступательно развивается в настоящее время автозавод. Переход на общемировые стандарты в комплектации — еще один шаг в правильном направлении.

Автомобили с двигателем Cummins в нашем каталоге:

Все права на материалы принадлежат ООО "Газавтомир". При перепечатке, полном, или частичном копировании, активная ссылка на первоисточник обязательна.

Rambler's Top100  
Система Orphus
Created by GraphitPowered by TreeGraph