Сегодня на конвейерах Горьковского автомобильного завода рождается первая предназначенная для продаж партия «Газелей-Бизнес» с битопливными двигателями УМЗ-421647 на компримированном (сжатом) природном газе и бензине. Образец новой серии представлен в Москве на международной выставке транспорта на газовом ходу GasSUF 2013. Двигатели, использующие сжатый метан, будут устанавливаться на автомобили Газель-Бизнес и 6-местный «Газель-Фермер-Бизнес» со стандартной и удлиненной базой, а также на фургоны и спецтехнику на их основе. К названию моделей с битопливным двигателем прибавится суффикс «CNG».
«Газель-Бизнес CNG»
Продолжительность пути «Газели-Бизнес CNG» на одной заправке составляет 700 км, из них 300 км она проходит только на газе. Автомобиль укомплектован 4-мя газовыми баллонами вместимостью 53,4 л. с. максимальным давлением 200 атм. Особенностью «Газели CNG» является единый блок управления двигателем, который позволяет плавно переходить с одного типа топлива на другое при помощи клавиши на приборной панели. Устройство имеет датчик массового расхода воздуха и помогает сбалансировать количество метана и воздуха в горючей смеси.
«Газель-Бизнес CNG» — далеко не единственный автомобиль от Группы ГАЗ, работающий на газовом топливе. На выставке GasSUF были представлены новые низкопольные городские автобусы ПАЗ, ЛиАз и КАВЗ с газовыми двигателями Cummins и MAN стандарта Евро-5, а также городское маршрутное такси «Газель-Бизнес LPG» , работающее на бензине и пропан-бутане. Использование бюджетного газового топлива для автобусов экономически выгодно, поскольку именно пассажирский транспорт имеет самый высокий средний пробег, а значит и самый значительный расход горючего.
Автобус КАВЗ на сжатом газе
Интерес к компримированному природному газу в автомобильной промышленности неуклонно растет. Ключевые преимущества данного вида топлива – низкая стоимость, безопасная эксплуатация и безвредность для окружающей среды. А вот цифры: по данным Группы ГАЗ его использование снижает расходы по сравнению с бензиновым и дизельным топливом на 60% и 50% соответственно. Цены на газ регулируются государством и остаются примерно на одном уровне, в то время как цены на бензин постоянно «скачут». Угроза воспламенения сжатого газа низка по сравнению с бензином и сжиженным газом. Газовый баллон устойчив к деформации в аварии, при ударе подача газа мгновенно блокируется клапаном. Возгорание сжатого газа возможно только при высокой его концентрации в ограниченном пространстве: он легче воздуха, быстро стремится вверх и рассредоточивается, в то время как тяжелый сжиженный газ оседает ближе к земле, создавая взрывоопасную смесь с воздухом. Важным преимуществом сжатого природного газа является его мягкое воздействие на детали двигателя, в особенности, на поршни. Моторное масло служит значительно дольше, шум от битопливного двигателя незначителен. Наконец, транспорт на сжатом газе считается экологически безопасным, поскольку токсичность выхлопов у него по различным показателям ниже чем у обычных в 1,5–3 раза. Из выхлопной трубы таких автомобилей выходят, в основном, водяные пары.
Газобалонное оборудование битопливной «Газели CNG»
Все эти достоинства побудили Группу ГАЗ развивать модельный ряд автомобилей, использующих газовое топливо. Газобалонное оборудование на моторы автомобилей ГАЗ начали устанавливать еще в 2010 году. В 2012 году появился автобус малого класса «Газель-Бизнес LPG», работающий на бензине и пропане. Однако, после этого инженеры компании перешли к разработкам двигателей, потребляющих метан. На данный момент метан является перспективным видом горючего с самой доступной ценой, он позволит разительно снизить топливные расходы владельцев «Газелей». Провести необходимые исследования, увеличить надежность работы двигателей помогло сотрудничество с крупнейшими изготовителями газовых баллонов – итальянской компанией OMVL и российским научно-производственным предприятием «Итэлма». Сегодня интерес к газовому топливу означает взгляд в будущее. По оценкам компании British Petroleum, при нынешнем уровне потребления запасы нефти на Земле будут исчерпаны за 40 лет. Замену бензину следует искать уже сейчас, чтобы к моменту дефицита нефти альтернативные технологии были достаточно развиты и могли бы полностью ее заменить.