Газавтомир
Единый (многоканальный):
(831) 418-58-58
Вход для пользователей
Лента новостей

24.06.2013 | Обзоры моделей   Самосвалы "ГАЗ-САЗ": прошлое, настоящее, будущее

Самосвалы уже не одно десятилетие занимают почетную нишу среди остальных грузовых автомобилей — помимо традиционно востребованных характеристик грузоподъемности и проходимости, автомобиль отличается очень важным фактором — саморазгрузкой, которая значительно экономит время освобождения кузова.

Горьковский автомобильный завод — одно из немногих российских предприятий, занимающееся разработкой и выпуском самосвалов совместно с компаниями-партнерами. В нашем сегодняшнем обзоре мы вспомним, как начиналось производство самосвалов, какие модели были предшественниками современной техники и затронем тему выбора самосвала, исходя из эксплуатационных потребностей.

Самым первым самосвалом, спустившимся с конвейера ГАЗа в 1934 году, стал 1,2-тонный автомобиль ГАЗ-410, разработанный на базе первого грузовика завода — "ГАЗа-АА". Самосвал разрабатывался по чертежам Форда, которые горьковские конструкторы дополнили собственными модификациями: усиленный рулевой механизм, измененная форма радиаторов и другие. Соединив патенты Форда с собственными конструкторскими решениями, инженеры ГАЗа создали по-своему оригинальную и модернизированную спецтехнику.

ГАЗ-АА — первый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода

ГАЗ-АА — первый грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода

ГАЗ-410 — первый горьковский самосвал

ГАЗ-410 — первый горьковский самосвал

Быстро развивающееся предприятие, получая техническую поддержку от Форда, стало пополнять ассортимент своей продукции легковыми автомобилями. Однако в 40-е годы завод был полностью переориентирован на выпуск военной техники. Только в 50-60-е годы прошлого столетия предприятие занялось обновлением линейки грузовых автомобилей, и в 1964 году с конвейера сходит ГАЗ-66 — широко известный в народе грузовик, массово применяемый в Советской Армии и в сельском хозяйстве в 1960-1990 годы. ГАЗ-САЗ-3511 сельскохозяйственного назначения на его базе и был предшественником современных моделей самосвалов.

ГАЗ-САЗ-3511 на основе ГАЗ-66 — предшественник современных самосвалов

ГАЗ-САЗ-3511 на основе ГАЗ-66 — предшественник современных самосвалов

Всего было выпущено порядка миллиона экземпляров этой модели грузовика. Чем была обусловлена такая популярность автомобиля?

Во-первых, ГАЗ-66 отличался высокими внедорожными качествами — это решало многое. Проходимость обеспечивалась наличием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, широким дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах. Двигатель автомобиля оборудовался предпусковым подогревателем, а рулевое управление — гидравлическим усилителем.

Вторая особенность модели — ее "неубиваемость". К примеру, в российской версии Top Gear (телепередача, посвященная автомобилям) проводилось тестирование прочности грузовика — на его кузов с высоты был сброшен автомобиль "Ока", салон разбивался строительной гирей и поджигался, также ГАЗ-66 был погружен в воду. После всех испытаний автомобиль завелся и поехал.

ГАЗ-САЗ-3511 на базе ГАЗ-66 был первым в СССР серийным полноприводным самосвалом. Разгрузка на 3 стороны, надежное шасси ГАЗ-66-31, грузоподъемность 3 тонны — эти факторы позволили разойтись самосвалу тиражом более чем в 17,5 тыс. экземпляров, несмотря на малый срок выпуска модели (1992-1994 годы).

1994 год. ГАЗ-3309 становится логическим результатом унификации ГАЗ-66, получив более удобную кабину и увеличенную грузоподъемность — 4,5 тонны. К его появлению были все предпосылки — двигатель ГАЗ-66 плохо поддавался ремонту, кабина была крайне неудобной в плане эргономики и комфортности, но самое главное — резко сократились закупки автомобиля для армии и народного хозяйства. На сегодняшний день ГАЗ-3309 — это самый распространенный среднетоннажник Горьковского автомобильного завода, пользующийся заслуженным спросом в промышленности и сельском хозяйстве. Самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на его базе не является полноприводным, однако это не мешает автомобилю быть востребованным для поездок не только по асфальтированным дорогам, но и по грунтовым. Подъем платформы осуществляется с помощью телескопического гидроцилиндра, состоящего из трех выдвижных звеньев (находятся одно в другом — по принципу телескопа). Разгрузка может быть на любую из трех сторон. В сочетании с превосходной ремонтоспособностью и легкостью в эксплуатации этот грузовик по праву считается настоящей "ломовой лошадью" — не капризен и основателен.

Самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на базе автомобиля ГАЗ-3309

Самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на базе автомобиля ГАЗ-3309

Всем россиянам известны особенности наших дорог.
"— А правда, что у вас в России медведи прямо по дорогам ходят?
— Ты что, откуда у нас дороги?"

Это не всегда асфальт, грунт и глина. Иногда это не просто дорога, а самое настоящее бездорожье, но это бездорожье связывает два мира — город и село, а в последнем тоже живут люди, нуждающиеся во благах цивилизации. В декабре 1997 года ГАЗ выходит на новый уровень и выпускает автомобиль ГАЗ-3308 "Садко", вобравший в себя удобную кабину от ГАЗ-3309, ведущие мосты и трансмиссию, аналогичные от ГАЗ-66, и усовершенствованный полным приводом. ГАЗ-САЗ-25061 на базе "Садко" стал первым в России полноприводным самосвалом с трехсторонней разгрузкой, предназначенный для эксплуатации в условиях абсолютного бездорожья. Сравнительно небольшая грузоподъемность (около двух тонн) с лихвой окупается его "вездеходностью" — автомобиль способен преодолевать крутые подъемы и неглубокие болота, преодолевать препятствия и ездить по твердому дну реки. Величина его дорожного просвета больше, чем у ГАЗ-3309 на 70 мм (335 мм вместо 265 мм). Разгрузка платформы также осуществляется с помощью телескопического цилиндра.


Самосвал на базе ГАЗ-3308 «Садко»

Самосвал на базе ГАЗ-3308 "Садко"

Еще одним последователем ГАЗ-66 стал среднетоннажник "Земляк" — ГАЗ-33086. Автомобиль, выпускаемый с 2005 года, успешно сочетает в себе грузоподъемность "Газона" — до 4,5 тонн с проходимостью "Садко", а значит, возрастает и число сфер его применения. "Земляк" эксплуатируется в строительстве и в армии, перевозит грузы и вахтовые бригады, пригоден для поездок по пустыням и в условиях Крайнего Севера.
Стоит ли говорить, что самосвалы на его базе также являются наиболее усовершенствованными?

ГАЗ-САЗ-2506 на базе "Земляка" оснащен доработанной самосвальной установкой с разгрузкой на три стороны. Она отличается принципиально новой конструкцией платформы и обновленными рычажными запорами бортов. Надставные борта защищают сыпучие вещества от потерь, а тент — от осадков. На сегодняшний день ГАЗ-САЗ-2506 "Земляк" — это единственный в России полноприводный среднетоннажный самосвал, выпускаемый серийно, а его обслуживание и ремонт выведены на уровень максимальной рентабельности.

ГАЗ-САЗ-2506 на базе «Земляка»

ГАЗ-САЗ-2506 на базе "Земляка": трехсторонняя разгрузка, тент и надставные борта

ГАЗ-САЗ-2506 на базе «Земляка»

Благодаря надставным бортам и тенту можно перевозить сыпучие вещества и грузы, которые боятся влаги

ГАЗ-САЗ-2506 на базе «Земляка»

Телескопический подъемник аккуратно поднимает кузов на нужную высоту

Вторым самосвалом на базе "Земляка" стал полноприводный ГАЗ-САЗ-25062 с разгрузкой на одну сторону — назад, но при этом оснащенный платформой увеличенного объема, защитным козырьком кабины, складной лестницей и уже знакомым тентом. Перевозимые грузы могут быть более объемными и также не бояться влажности и осадков. Передний и боковые борта скошены в целях увеличения прочности кузова.

ГАЗ-САЗ-25062 на базе «Земляка»

ГАЗ-САЗ-25062 на базе "Земляка"

ГАЗ-САЗ-25062 на базе «Земляка»

Усовершенствованная платформа: скошенные борта, защитный козырек для кабины и увеличенный объем кузова

Сейчас мы говорили о самосвалах, которые эксплуатируются в основном в условиях бездорожья, либо для загородных поездок. Но и для города нужен грузовик, который был бы компактным, маневренным и обладал функцией саморазгрузки. Отдельной строкой хотелось бы отметить ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 "Валдай". Этот самосвал предназначен для перевозки грузов в условиях города, где классическому среднетоннажнику непросто проехать в условиях загруженных автодорог. К "городским" автомобилям предъявляются особые требования: малый радиус поворота, обзорность, мобильность. "Валдай" сочетает в себе все эти качества. Подъем платформы осуществляется телескопическим гидроподъемником, который состоит из 5 секций. Управление механизмом производится из кабины водителя. Разгрузка кузова может быть задней и трехсторонней, при этом грузоподъемность самосвала составляет до 3 тонн. Двухрядная кабина "Валдая" позволяет перевозить с собой небольшую рабочую бригаду. Автомобиль зарекомендовал себя идеальным инструментом в работе на строительных объектах, находящихся в черте города.

ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 «Валдай» ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 «Валдай» ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 «Валдай»

ГАЗ-САЗ-2505 на шасси ГАЗ-33106 "Валдай"

Кстати, еще один "городской" грузовик — самосвал на базе "Газели-Бизнес". О достоинствах "Газели" можно рассказывать долго и с примерами — не зря этот автомобиль по праву считается лицом Горьковского автомобильного завода. Это и быстрая окупаемость модели (19-20 месяцев), и универсальность ее использования, и европейские составляющие, и всероссийская сеть сервисных центров, и многое другое.

ГАЗ-САЗ-3512 — самосвал на базе "Газели-Бизнес" предназначен для перевозки грузов в условиях города — даже права для поездок на "Газели" требуются категории "В" — как на легковом автомобиле. Легкий, быстрый, подвижный — для этого автомобиля не встанет вопрос разворота в пробке или перестраивания на соседнюю полосу многополосного городского проспекта. Самосвал на базе "Газели" обладает скромной грузоподъемностью — всего 1 тонна, но часто для города актуальны именно мобильность и "расторопность" автомобиля. Кузов самосвала оборудован традиционным телескопическим подъемником и надставными бортами с трехсторонней разгрузкой.

Всеми достоинствами "Газели-Бизнес" обладает и "Газель-Фермер", к тому же этот автомобиль имеет дополнительное пространство для пассажиров — двухрядную кабину. То есть помимо груза, можно перевозить к месту назначения и бригаду до 6 человек, включая водителя.

Самосвал на базе

Самосвал на базе "Газели-Бизнес"


А теперь кратко подведем итоги нашего обзора.
Главный вопрос, который встает перед покупкой самосвала — "какой самосвал выбрать?" Тут необходимо будет вспомнить свои потребности. Для чего нужен самосвал? Город или село? Асфальт или бездорожье? Масса и объем груза? Сколько человек поедет в кабине?

Сводная таблица по полноприводным и заднеприводным самосвалам

Сводная таблица по полноприводным и заднеприводным самосвалам

Покупка рабочего автомобиля — дело, требующее серьезного подхода и грамотной расстановки приоритетов. Уже сегодня среди самосвалов, совместного производства "ГАЗ-САЗ" есть выбор "на все случаи жизни". Несложно догадаться, как будет развиваться линейка самосвалов дальше. "Ермак" и "Газель-Next" — вот два перспективных направления, которые когда-нибудь обязательно выведут эволюцию грузовой спецтехники на новый уровень.

 

Самосвалы ГАЗ в нашем каталоге

Все права на материалы принадлежат ООО "Газавтомир". При перепечатке, полном, или частичном копировании, активная ссылка на первоисточник обязательна.

Rambler's Top100

 

Created by GraphitPowered by TreeGraph