Газавтомир
Единый (многоканальный):
(831) 418-58-58
Вход для пользователей
Лента новостей

30.09.2015 | Обзоры моделей   ГАЗ-САЗ — наиболее примечательные модели

Относительно недавно на рынке появился новый самосвал, использующий шасси Газон-Next. Эту модель совместного производства заводов ГАЗ и САЗ сразу высоко оценили предприятия, работающие в сфере сельского хозяйства, строительства и коммунального обслуживания городов. Машина действительно получилась очень удачной — ее полезная нагрузка равна 4,5 тоннам, что сопоставимо с показателями автомобиля предыдущего поколения. Однако основным ее преимуществом стал объем кузова, который может варьироваться от 5 до 11,5 кубометров в зависимости от высоты бортов. За счет этого машина может использоваться для перевозки любых видов грузов — от сельскохозяйственной продукции до строительного мусора и влажного грунта. Кроме того, кузов самосвала ГАЗ-САЗ-25072 может разгружаться в три стороны, что позволяет использовать его в сочетании с различными видами сельскохозяйственной техники.

Ценность самосвала для предприятий, работающих в указанных сферах, очень высока. Дело в том, что на сегодняшний день у машины фактически нет конкурентов — автомобили, выпускающиеся зарубежными компаниями, очень дороги (цена больше в 1,5–3 раза), а отечественная техника имеет большие габариты и оснащается крупными моторами, требующими большого количества топлива. Поэтому Газон-Next остается единственным на сегодняшний день компактным самосвалом российского производства, способным использоваться в любых отраслях экономики.

ГАЗ-САЗ-2507 новый самосвал Next

ГАЗ-САЗ-2507 новый самосвал Next

Стоит сказать, что это далеко не первый опыт совместного производства автомобилей ГАЗ и Саранским заводом автосамосвалов (САЗ). Сотрудничество двух предприятий началось еще в 1950-х годах. В моделях совместной разработки использовались достаточно оригинальные технические решения — чтобы узнать об этом подробнее, стоит рассмотреть наиболее примечательные автомобили, выпущенные двумя заводами.

Начало работы

Первой моделью, собранной на заводе САЗ, стал многоцелевой самосвал ГАЗ-93Б. Изначально он производился на Одесском автосборочном заводе, однако решением министерства было решено создать сборочную линию на тогдашнем Саранском механическом заводе.

В 1958 году была выпущена первая партия самосвалов, которые поставлялись на строительные и сельскохозяйственные предприятия страны. Их отличительной чертой был крупный цельнометаллический кузов объемом 3,2 кубических метра. По сравнению с базовым автомобилем ГАЗ-93, у которого он был деревянным и имел объем 1,65 кубических метра, это позволило получить существенное повышение надежности, а также уменьшить себестоимость перевозки продукции с малой объемной массой.

Самосвал ГАЗ-93Б

Самосвал ГАЗ-93Б

В 1959 году самосвальное производство стало крупносерийным — за год было выпущено более 8000 автомобилей. В 1960 году было решено выделить цех в самостоятельное предприятие — Саранский завод автосамосвалов, как он называется до сегодняшнего дня.

Первая разработка

В начале 60-х годов САЗ было поставлено первое серьезное конструкторское задание. Стране требовалась машина для автоматизированной погрузки корнеплодов в сельскохозяйственные агрегаты (сеялки, моечные и сортировочные машины). Результатом исследовательских работ стал оригинальный погрузчик САЗ-2500, который базировался на коротком самосвальном шасси ГАЗ-93Д.

САЗ-2500 самосвал

Погрузчик САЗ-2500

Кузов автомобиля имел объем 2,7 кубических метра и имел крепления для надставных деревянных бортов, которые увеличивали емкость до 5,2 кубических метров. Благодаря применению специального рычажного механизма с гидравлическим приводом он поднимался на высоту до 3 метров и наклонялся в таком положении на угол до 45 градусов. Машина могла также использоваться для автоматизированной погрузки сельскохозяйственной продукции в бурты, что расширило ее функциональность по сравнению с поставленным техническим заданием.

До 1966 года было произведено 4383 самосвала-погрузчика САЗ-2500.

Три оси для грузовика ГАЗ

В настоящий момент грузовики ГАЗ выпускаются только в двухосной модификации. Вся трехосная техника производится исключительно в Миассе на заводе УРАЛ. Однако в конце 60-х годов под Москвой проходил испытания трехосный автомобиль ГАЗ-САЗ 33-02, который участвовал в конкурсе между несколькими автомобильными производителями СССР.

В 1966 году было поставлено техническое задание на изготовление трехосного автомобиля повышенной грузоподъемности, который мог бы использоваться на крупных стройках, а также в междугородних перевозках. Разработки согласно этому заданию велись на заводе ГАЗ и ЗИЛ, а также отдельной командой конструкторского бюро ЗИЛ, которая впоследствии участвовала в создании завода КамАЗ.

Машина была похожа на ГАЗ-53А, однако сходство ограничивалось только внешним видом и несколькими общими узлами. Рама автомобиля разрабатывалась заново, а удлиненный кузов устанавливался на специальных подушках, которые поглощали большую часть нагрузок, снижая износ при перевозке грузов большой массы. На базе ГАЗ-33 САЗ также создал самосвал, кузов которого был всего на полметра короче, чем у исходной модели.

Газ-33 Самосвал

Самосвал ГАЗ-33

Грузоподъемность была равна 6 тоннам как в бортовом, так и в самосвальном варианте, а приводными были две задние оси, объединенные в общую «тележку». Стандартный мотор, использовавшийся на ГАЗ-53А, не подходил по причине чересчур малой тяги. Для автомобиля был разработан новый восьмицилиндровый карбюраторный агрегат объемом 5,53 литра и мощностью 135 лошадиных сил. В сущности, он представлял собой двигатель от «Чайки» ГАЗ-13, приспособленный для работы на «сельскохозяйственном» бензине А-76. В конструкции автомобиля использовалась одноступенчатая раздаточная коробка с понижающим числом, а также одноступенчатая коробка отбора мощности, предназначенная для подключения навесного оборудования.

На испытаниях ГАЗ-САЗ 33-02 показал себя отлично. Его проходимость была намного выше, чем у ГАЗ-53А благодаря двум ведущим осям. Кроме того, он опередил прямого конкурента - ЗИЛ-170, который был прототипом КамАЗ-5320. Машина была признана пригодной для эксплуатации в тяжелых условиях, а также могла без особенных доработок отправляться в сельскохозяйственные предприятия и колхозы. Однако было принято сугубо политическое решение - от строительства завода в Набережных Челнах никто отказываться не собирался, и он должен был собирать принципиально иную модель техники. Проект ГАЗ-33 был забыт, а спустя некоторое время были выпущены соответствующие ему по основным характеристикам ЗИЛ-133 и ЗИЛ-133ГЯ с дизельным мотором производства Ярославского завода.

Автопоезд для сельского хозяйства

В 1984 году завод САЗ показал на выставке, приуроченной 60-летию становления советского автопрома, сельскохозяйственный автопоезд САЗ-6008. Он состоял из грузовика ГАЗ-4509 и специального прицепа ГКБ-8536. Автопоезд предназначался для перевозки зерновых, овощей и других продуктов сельского хозяйства с относительно малой объемной массой. Самосвальные платформа, установленные на грузовике и прицепе, могли откидываться на угол до 50 градусов в три стороны, что обеспечивало возможность их разгрузки без расцепления.

Самосвал-автопоезд САЗ 6008

Самосвал-автопоезд САЗ-6008

Интересно, что автопоезд был своеобразным концепт-каром. В форме автопоезда общественности впервые был представлен пятитонный дизельный грузовик, оснащавшийся мотором воздушного охлаждения. Для своего времени он был достаточно прогрессивным, однако после начала массовых поставок в СССР и затем в Россию техники зарубежного производства машина перестала пользоваться спросом. Автопоезд САЗ-6008 выпускался малой серией с 1986 по 1993 год — ориентировочно было выпущено около 500 штук.

Полный привод для самосвала

В 1991 году началось производство гражданской модификации грузовика ГАЗ-66-16. В это же время Саранскому заводу было поставлено техническое задание на выпуск полноприводного самосвала для сельского хозяйства и строительства в очень тяжелых условиях. В этот же год появился автомобиль под названием ГАЗ-САЗ-3530, который имел разгрузку на задний борт. В 1992 году из ворот завода вышла модель с индексом 3531, платформа которой могла опрокидываться на три стороны.

Машина пользовалась большим спросом лишь у специализированных организаций, обслуживавших нефтяные и газовые месторождения, а также у строителей, которые работали в условиях Крайнего Севера. Для сельского хозяйства она оказалась крайне неудобной. Водители жаловались на тесноту кабины, разработанной для применения в боевых условиях, а также на малую грузоподъемность, равную всего 2 тоннам.

Самосвал ГАЗ-66

Самосвал на базе полноприводного грузовика ГАЗ-66

При этом преимущество шасси, выражавшееся в невероятной проходимости, было полностью утрачено. Шасси поступали на САЗ уже без односкатной ошиновки заднего моста, а также системы централизованной подкачки колес и механических блокировок всех дифференциалов. В итоге проходимость была лишь немного выше, чем у тогдашнего популярного самосвала ГАЗ-САЗ-3507-01 и намного ниже, чем у современного «Садко».

Намного большим спросом пользовались переоборудованные конверсионные ГАЗ-66 в военной комплектации, которые также выпускались заводом САЗ в 1990-х годах. Благодаря своей проходимости они могли свободно передвигаться по мокрой пашне в груженом состоянии.

Современный автопоезд

В конце 90-х и начале 2000-х годов российские производители активно экспериментировали с переоборудованием компактной коммерческой техники для работы в составе автопоездов. САЗ не остался в стороне — эксперименты проводились даже с компактными УАЗами и Газелями.

Однако наиболее удачным вариантом считается небольшой автопоезд, построенный на шасси Валдай. Он получил наименование САЗ-3414 — такой автомобиль был предназначен для перевозки 7,5 тонн груза и мог использоваться в поездках на большие расстояния. Чаще всего такие транспортные средства использовались для перевозки крупногабаритных грузов с небольшой массой - например, пенопласта, минеральной ваты и прочих утеплителей. Кроме того, они нашли применение и в «челночных перевозках» благодаря возможности смены полуприцепов.

Автопоезд ГАЗ Валдай

Автопоезд на базе автомобиля "Валдай"

В продажу поступали не только стандартные варианты, но и автомобили, оснащенные дополнительными спальными отсеками, устанавливающимися на крышу или за кабину. Кроме того, на машины могли быть оборудованы коробкой отбора мощности, позволявшей использовать самосвальный полуприцеп.

Последние достижения

После выхода Газели-Next Саранский завод автосамосвалов достаточно быстро представил свою новую модель — ГАЗ-САЗ-35125. Она представляет собой компактный самосвал трехсторонней разгрузки с кузовом объемом 3,45 метров кубических. При необходимости на него могут устанавливаться надставные борта, которые повышают емкость внутреннего пространства грузового отсека до 6,9 кубических метров.

Главная особенность модели - очень низкая погрузочная высота, позволяющая выполнять ручную загрузку без применения специальных механизмов. Стоит также отметить, что в производстве самосвального кузова используется итальянское оборудование Di Natali Bertelli, имеющее очень высокую надежность и долговечность. Компактный самосвал ГАЗ-САЗ-35125 пользуется большой популярностью в сфере гражданского и дорожного строительства, а также коммунального обслуживания.

 

Самосвал на базе Газели-Next

Самосвал на базе Газели-Next

В настоящее время продолжается активное сотрудничество ГАЗ и Саранского завода автосамосвалов. Оба предприятия обмениваются техническими решениями и документацией, что помогает им производить высококачественные автомобили, использующиеся в различных сферах деятельности человека. Специальная техника САЗ имеет ряд ключевых преимуществ:

  • Доступные цены;
  • Высокое качество производства и применение комплектующих известных брендов;
  • Гибкость производства, позволяющая делать автомобили максимально приспособленными к конкретным условиям работы.

Поэтому при дальнейшем развитии модельного ряда автомобилей ГАЗ стоит ожидать и появления новой техники САЗ - компактных самосвалов и уникальных автопоездов.


Все права на материалы принадлежат ООО "Газавтомир". При перепечатке, полном, или частичном копировании, активная ссылка на первоисточник обязательна.

Rambler's Top100

 

Created by GraphitPowered by TreeGraph