Времена Автоэкспорта давно прошли, монополия нескольких советских автомобильных производителей на одной шестой суши тоже закончилась. Хорошо ли, плохо ли, но большинство автозаводов СССР попросту не выдержали конкуренции с более технологичными и опытными западными производителями. Ушли в небытие и ЗиЛ, и АЗЛК, кое-как существует Ижевский автозавод. На плаву остались только динозавры отечественного автомобилестроения, к которым относится и Горьковский автозавод, входящий в Группу ГАЗ.
Ещё в послевоенные 50-е экспорт советских автомобилей рассматривался руководством страны, как приоритетное направление для пополнения валютных резервов. Кроме того, завоевание новых рынков даже при социализме считали делом престижа, а автомобили ГАЗ практически постоянно принимали участие в авторитетных международных автосалонах. В результате первой ласточкой на западном авторынке с 1949 по 1958 стала наша ГАЗ М20 Победа, после неё в 43 страны мира продавали ГАЗ 21 в экспортном варианте, позже на внешний рынок вышла ГАЗ-24. Горьковские грузовики продавались за границу не так активно, но практически весь соцлагерь, а также страны Скандинавии, Африки, Азии, Латинской Америки с удовольствием покупали ГАЗ-53А и ГАЗ-66 как для нужд армии, так и для обычных целей.
В 2017 году Горьковский автозавод отметит 85-летний юбилей, за это время из заводских ворот вышло около 18 миллионов автомобилей, выпущено семь поколений грузовых автомобилей и пять поколений легковушек, а сегодня это один из основных производителей мало- и среднетоннажной грузовой и коммерческой техники не только в России, но и в Восточной Европе. Тем не менее ещё 15 лет назад все было не так радужно и об экспорте на предприятии думали в последнюю очередь, завод едва не обанкротился. В процессе реструктуризации производственных активов, благодаря зарубежным инвестициям и удачным маркетинговым решениям в 2005-м была создана Группа ГАЗ, как часть машинoстроительного холдинга «Русские машины».
В Группу ГАЗ, кроме Горьковского автозавода, включен целый ряд предприятий: это и автозавод «Урал», и Ярославский моторный завод, четыре автобусных завoда, ряд машиностроительных предприятий, всего их тринадцать. По данным Группы на 2016 год, их продукция составила около 80% всего российского рынка автобусов и более 70% отечественного рынка в сегменте грузовых автомобилей. В этих условиях экспорт автомобилей крайне необходим для максимальной загрузки предприятий при падении местного рынка. Кроме того, экспорт автомобилей позволит сохранить конкурентоспособность продукции ГАЗ. В 2016 году государство выделило на поддержку автоэкспорта 3,3 млрд руб., а в 2017 эта сумма вырастет в 2–3 раза. Так что экспортные перспективы у коммерческих автомобилей из Нижнего Новгорода весьма неплохие.
Построить новый автомобиль — не такая проблема, гораздо больших усилий требует его грамотная продажа в условиях жёсткой конкуренции с европейскими и азиатскими брендами. Для этого за последние пять лет на Горьковском автозаводе была проведена коренная реконструкция, в которую были вложены огромные средства. Ожидания инвесторов и руководителей Группы ГАЗ оправдались — была полностью модернизирована линейка автомобилей, она постоянно пополняется новыми моделями. Вот только основные знаковые машины, которые уже в 2017 году выйдут на рынки России, стран СНГ, балканских стран, Западной Европы, стран Африки и Латинской Америки.
Пожалуй, популярнее, чем Газель, в России нет коммерческого автомобиля. Новая Газель-Некст — это уже далеко не та Газель, к которой привыкли все на территории бывшего СССР. Изменился не только дизайн, изменился сам подход ГАЗа к постройке коммерческого автомобиля. Это современный и технологичный высокофункциональный автомобиль, который может выпускаться в виде цельнометаллического фургона, бортового грузовика, нескольких модификациях микроавтобусов (16, 14 и 13-местные модификации для города, туристические модификации, школьный автобус). Также завод выпускает около 150 модификаций спецтехники на шасси Газель-Некст и Газель-Бизнес. Все эти автомобили могут комплектоваться одним из трёх двигателей:
Газель-Некст с двухрядной кабиной и бортовой платформой
В конструкции поколения Некст использованы многие узлы и системы от передовых западноевропейских компаний — рулевое управление от немецкой фирмы ZF, амортизаторы и рессоры поставляет на завод компания Sachs, усилитель тормозов и антиблокировочная система разработана и выполнена компанией Bosch, как опция, на все автомобили Газель-Некст и Газель-Бизнес может быть установлен предпусковой подогреватель Webasto. Все это позволило привести автомобили Газель в полное соответствие 43 международным требованиям безопасности, а все двигатели соответствуют нормам Евро-5.
Эти два автомобиля пришли на смену ГАЗ-3309 и ГАЗ-66. Газон-Некст выпускается в вариантах бортового грузовика грузоподъёмностью 5 т, универсальной платформы на его шасси и более чем 150 специальных модификаций. Автомобиль оборудован ярославским турбодизелем ЯМЗ-534, который был разработан в сотрудничестве с австрийской компанией AVL List. Завод гарантирует ресурс 134-сильного мотора не менее 700 тысяч км, при этом существует газодизельная 150-сильная модификация.
Садко-Некст с двухрядной кабиной и тентованным кузовом
Газон-Некст может комплектоваться климатической системой Delphi, бошевской топливной системой Common Rail, компания Wabco поставляет на конвейер элементы тормозной системы, а гидроусилитель руля изготовлен фирмой ZF. Полноприводный ГАЗ-3308 Садко специально разработан для работы в условиях бездорожья, в пустынях, джунглях и горной местности. Автомобиль имеет уникальные внедорожные свойства и по проходимости опережает многие зарубежные образцы. Грузовики из Нижнего Новгорода стали победителями престижного конкурса «Лучший коммерческий автомобиль в России 2016».
Коммерческая техника Группы ГАЗ активно завоевывает рынки не только стран СНГ, но и дальнего зарубежья. С 2015 года компании удалось создать дилерские центры в Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории и Македонии. Только за 2015 год эти страны получили 25 000 машин. Однако наиболее перспективным на заводе считают рынок ЕС. Для его покорения все перспективы есть. В Турции, а она входит в состав Евросоюза, ГАЗ открыл не только дилерские центры, но и наладил сборку Газели-Некст. Это значит, что ввозная пошлина в 22% не будет влиять на цену автомобиля в Европе.
Поскольку все автомобили полностью соответствуют стандартам Евро-5 и получили 133 международных сертификата, проблем с лицензированием в Европе не будет. Вслед за Газелью-Некст на рынки балканских стран выведен заднеприводный Соболь и Газон-Некст, но кроме Балкан, Группа ГАЗ уже присутствует на более чем 40 рынках стран, а в прошлом году успела выйти на внутренние рынки Мoнголии, Боливии, позже дилерские центры появились на Кубе, на Мадагаскаре, в Гане и Тунисе. Сегодня ведутся переговоры и проходит участие в тендерах на территории Ирана, во Вьетнаме и Египте. Также на 2017 год планируется запустить выпуск праворульных версий Газелей и Газонов для освоения на рынках Азии (Камбоджа, Филиппины).
Безусловно, создание дистрибьюторских сетей, поставки запасных частей, организация сервисных центров и рекламные кампании — это дело не одного года, но Группа ГАЗ всерьёз взялась за освоение внешнего рынка, тем более что коммерческая техника из Нижнего Новгорода ничем не хуже европейских и азиатских конкурентов. Поэтому планы руководства компании довести долю экспорта выпускаемых автомобилей до 50% к 2020 году выглядят вполне реалистично.