Если деятельность компании связана с работами на высоте, то ей точно не обойтись без автогидроподъемника. Современные подъемные механизмы – массивные конструкции, которые поднимают рабочих на высоту от 12 до 62 метров и потому требуют надежной, качественной базы. В России самое популярное шасси для подъемника – автомобиль ГАЗ. Причин популярности несколько. Широкий ряд моделей ГАЗ приспособит автовышку для любых задач, будь то монтаж рекламных баннеров в городе или ремонт электросетей в сельской местности. Цены на автогидроподъемники ГАЗ конкурентоспособны: невысокая стоимость автомобилей ГАЗ в комплексе дает возможность установить дорогой и функциональный подъемник. Потенциал шасси Горьковского автозавода дополняют и двухрядные кабины, где свободно размещается бригада от 4-х до 6-ти человек. Все без исключения подъемники ГАЗ оснащены электроизоляцией, благодаря чему оператор может работать с линиями электропередач и связи под напряжением до 1000 В, не отключая энергию. Какие же автогидроподъемники на базе ГАЗ пользуются повышенным спросом? Ответы надо искать на выставках спецтехники: именно на этих площадках производители стараются дать ответ на нужды потребителя.
Автогидроподъемники востребованы для высотного монтажа в городской среде, для чего используются и коленные, и телескопические механизмы с высотой подъема 14–20 м. Современные материалы облегчают эти устройства настолько, что их можно устанавливать на легкогрузовых автомобилях. Для чего это нужно? Прежде всего, небольшой автомобиль дает маневренность. Легкие коммерческие грузовики могут проезжать по узким проулкам, не перегораживая движение, а также легко разворачиваться в забитом припаркованными автомобилями дворе. Этим качествам вполне отвечают автомобили ГАЗ серий Газель, Валдай и «Соболь». На выставке «Строительная техника и технологии-2012» Горьковский автозавод демонстрировал автовышку Socage A314 российско-итальянского производства на полноприводном «Соболе». Высота подъема Socage A314 — 14 м, вылет стрелы — 7,1, грузоподъемность люльки — 250 кг.
А на выставке «Комплексная безопасность – 2013» «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования» представил автогидроподъемник АГП-18 на базе ГАЗ-33106 Валдай. Автомобиль намного меньше среднетоннажного грузовика, но при этом его грузоподъемность – 4 тонны. Валдай будет полезен в крупных и средних населенных пунктах – для ремонта линий связи и электричества, укрепления рекламных билбордов и кондиционеров.
Шасси Газель уже несколько лет используются для установки подъемников, и новинки регулярно появляются на стендах. На выставке коммерческого транспорта COMTRANS’2011 была представлена полноприводная Газель-Бизнес с подъемным механизмом на 18 м и электроизоляцией. Производители охотно используют полноприводные модели для установки автовышек, поскольку они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, управляемость и курсовую устойчивость, когда у водителя «за плечами» массивная, высокая конструкция.
Ажиотаж вокруг Газели-Некст, которая вышла в продажу только в апреле этого года, не утихает. Горьковский автозавод активно продвигает новую модель, представляя ее в качестве базы для спецтехники. Уже в июне на выставке «Строительная техника и технологии-2013» была представлена автовышка Газель-Некст с комбинированным коленно-телескопическим устройством Socage DA 324 (рабочая высота подъема — 22 м, макс. вылет стрелы — 11 м). Сама «Некст» может дать такие преимущества как мощный двигатель, устойчивый к перегревам, улучшенную тормозную систему и независимую подвеску, обеспечивающую плавность хода. Надо сказать, что комбинированные подъемники дают в целом большую высоту подъема, чем традиционные коленные или телескопические агрегаты. Так рабочая высота «телескопов», установленных на Газели составляет 12–17 м, а коленно-телескопических — от 20 до 24 м. В некоторых случаях комбинированный подъемник на легкогрузовом автомобиле может дать большую высоту, чем телескопический на среднетоннажном грузовике.
Тем не менее, именно среднетоннажники остаются самыми востребованными и заполняют собой выставки спецтехники. На «СТТ-2013» разными компаниями были выставлены модели на основе ГАЗ-3309 и ГАЗ-33088 «Садко». «Пермский завод грузовой техники» представил автогидроподъемник на полноприводным «Садко» с комбинированным механизмом Oil&SteelSnake 2010. Машина сконструирована специально для ремонта электросистем. Подъемник управляется при помощи пультов на его основании и на платформе.
Компания «СТ-Нижегородец» продемонстрировала на «СТТ» автовышку с механизмом Oil&SteelScorpion с телескопической стрелой на базе ГАЗ-3309. Опорная часть стрелы у таких механизмов имеет меньший радиус вращения, однако управлять ими проще.
Компания Рускомтранс привезла с собой автогидроподъемник СТЕ АГП-18Т на базе ГАЗ-33081 «Егерь II». Опорная колонна подъемника располагается на заднем конце платформы, и люлька зависает над кабиной. Таким образом, урезана габаритная длина автомобиля: в сложенном виде подъемник почти не выходит за пределы шасси. «Егерь II» дает и другое ценное преимущество: у него есть двурядная кабина, вмещающая 6 человек с водителем — небольшую бригаду рабочих.
Пассажирской части подъемника не в первый раз уделяется повышенное внимание. В 2012 году на выставке «Строительная техника и технологии» Группа ГАЗ представила АГП- «Тайга» на базе ГАЗ-33081 «Егерь-II» с подъемным оборудованием Socage T 318 (высота подъема 18 м, вылет стрелы 10 м, грузоподъемность люльки 250 кг). Обычно «Егерь-II» сочетает в себе платформу «Садко» и двурядную кабину, однако для АГП-«Тайга» была изготовлена особая увеличенная кабина. Она отличается большим лобовым стеклом, настраиваемой рулевой колонкой, измененной панелью приборов, но главное – она увеличена настолько, что вмещает 7 человек и позволяет встать внутри в полный рост.
Как мы видим на примере «Егеря», основные преимущества грузовиков очевидны. Это устойчивые машины с большой грузоподъемностью и запасом прочности. Эти параметры важны для автовышек, поскольку на их платформу, в отличие от рядовых грузоперевозчиков, идет постоянное давление веса конструкции. «Садко» является «вездеходом», легко передвигается по бездорожью и даже по мелким озерам и достигнет объекта, где бы тот ни находился. Это качество особо ценно на строительных площадках, при ремонте линий электропередач, удаленных от дорог, и при использовании вертикальных подъемников, которые требуют подъехать к объекту максимально близко.
Все эти новинки интересны, однако, самой необычным экспонатом 2013 года оказался подъемник СТЕ на шасси ГАЗ-23107 «Соболь», выставленный компанией «Рускомтранс» на «СТТ-2013». Его уникальность заключается не в выборе шасси или подъемного устройства, а в том, что «Соболь» оборудовали вместо колес…гусеничным ходом! Четыре «гусеницы» делают из автовышки маленький танк, который может «шагать» по топям, пескам, снегам и прочим труднопроходимым участкам. Для езды по обычным дорогам «гусеницы» можно демонтировать и установить стандартные колеса. Таким образом, разработчики попытались совместить маневренность самой «компактной» модели ГАЗ и проходимость внедорожника.
Итак, в последнее время автовышки на шасси ГАЗ не сходят с выставочных площадок, демонстрируя лидерство на российском рынке спецтехники. Безусловно, существует огромное разнообразие автовышек различных производителей. Сами условия применения, задачи, поставленные перед этими машинами, заставляют их приспосабливаться, рождают новые гибриды. Однако, продукция Горьковского автозавода лучше всего приспособлена к российским условиям, будь то в городе, в сельской местности или в глуши, неприхотлива в сервисе и отвечает на нужды потребителя. Именно поэтому производители спецтехники так любят выбирать платформы ГАЗ для своих новых моделей.