Газавтомир
Единый (многоканальный):
(831) 418-58-58
Вход для пользователей
Лента новостей

15.01.2013 | Любопытные факты   Чиновники на автомобилях "ГАЗ", или Исполнение мечты Бориса Немцова

В конце 2012 года все новостные ленты запестрили заголовками: "Чиновников пересадят на отечественные автомобили". Сразу вспомнилась инициатива Бориса Немцова, предлагавшего в 1997 году всех первых лиц государства обязать передвигаться на отечественных автомобилях, в частности на "Волгах". Инициатива эта так и не нашла отклика.

Во всем мире, тем не менее, существует практика, очень полезная для государственности, — чиновники и первые лица ездят на автомобилях отечественного производства. Россия — одна из немногих стран, где дело обстоит иначе, причем совсем недавно (по меркам истории) в Советском Союзе все было наоборот. Но, если верить рассказам любителей ретро-авто,  автомобили ведь тогда были совсем другие, "с душой". Сегодня же наши чиновники предпочитают не "рисковать", разъезжая на продукции отечественного автопрома, а давно  и дружно пересели на иномарки. Ситуацию решено исправить, и вот уже несколько месяцев ведутся активные разговоры о том, что руководство РФ в скором времени пересядет на российские автомобили. Пока трудно представить, как это все будет: пересядут ли чиновники на автомобили "ГАЗ", "ЗИЛ" или какие-то еще с радостью или "из-под палки", будет это полностью российская разработка или переработанный иностранный образец? Обсудим, как этот проект обрастает слухами, и поговорим немного об истории VIP-авто на советской и российской земле.

История автомобилей представительского класса в нашей стране, да и в любой стране мира, — это история красоты и статусности. Такие автомобили всегда должны были всем своим видом и функциональностью подчеркивать значимость людей, которые на них передвигаются. Начнем с истоков. Владимир Ильич Ленин сначала ездил на французских автомобилях, потом на гоночном Rolls-Royce. А еще у Ленина был первый и последний в мире Rolls-Royce на гусеницах вместо задних колес (а захотел он такое транспортное средство, потому что у царя Николая II когда-то был автомобиль на гусеницах), созданный мастерами Путиловского завода:

автомобиль Ленина

Сталин уже ездил на автомобиле отечественного производства — бронированном ЗИС-115, устрашающем не меньше "воронка", но, надо признать, очень красивом и представительном:

ЗИС Сталина

Хрущев предпочитал ЗИС-110 с кузовом кабриолет и никогда не изменял своему выбору.

Брежнев был настоящим ценителем авто. Здесь он превзошел всех, и предыдущих вождей, и будущих. Официальным его автомобилем был, разумеется, тоже отечественный ЗИЛ-115, но вся коллекция была огромна. В коллекции Леонида Ильича были: Nissan-President, Citroen SM, Maserati Quattroporte, очень редкая модель черного Mercedes 600, Cadillac Eldorado, Lincoln Continental, Rolls-Royce Silver Shadow (одна из самых любимых и снова Rolls-Royce как и у другого Ильича). Но еще раз подчеркнем — рабочий транспорт исключительно советского производства, "ЗИЛ" и "ГАЗ".

ГАЗ-13 "Чайка":

газ чайка

Ездил Брежнев и на "Волге". Полноприводные ГАЗ-24-95 специально предназначались для "главного охотника СССР". Интересно, что эмблема с оленем у них была не красная, а зеленая. Первый экземпляр ГАЗ-3102, с улучшенной отделкой, был вручен генсеку Горьковским автозаводом 9 мая 1982 года:

волга брежнева

У Горбачева был ЗИЛ-41052, на этом же автомобиле первоначально передвигался и Борис Ельцин.

90-е годы еще прочно ассоциируются с черными "Волгами", поблескивающими на стоянках у всевозможных госучреждений. Но ситуация в корне изменилась и очень быстро. Стало модным приобретать дорогие иностранные автомобили, как показатель статусности. Стоит оговориться, что дело тут еще и в показателях комфорта и безопасности, конечно, ведь отечественный автопром переживал в 1990-е не самые лучшие времена. Постепенно выбирать автомобили российских марок стало практически "дурным тоном". Производство отечественных автомобилей, в целом, в те годы из-за нехватки государственных средств существенно сократилось. Борис Ельцин, как известно, ездил на Mercedes-Benz S-140 — это, кстати, Борис Немцов назвал главной причиной своей сорвавшейся идеи. С тех пор как Ельцин пересел с "ЗИЛа" на Mercedes, автомобили знаменитой немецкой марки являются в России "самыми представительскими из всех представительских".

Владимир Путин передвигается (нет, нет, не на желтой Lada Kalina) на  бронированном Mercedes-Benz S 600 Guard Pullman. Но есть в коллекции президента коллекционная ГАЗ-21 "Волга" 1956 года выпуска, цвета слоновой кости, с хромированными стальными дисками, кожаным салоном в цвет кузова, с автоматической коробкой передач. Автомобиль был специально отреставрирован на автозаводе ГАЗ. На нем Путин принимал Джорджа Буша в своей резиденции в Ново-Огарево:

волга путина

Автомобилем Mercedes руководителей других стран не удивишь, а вот такая классика, причем российская классика, впечатляет.

Что же планируется сейчас? Глава Минпромторга Денис Мантуров в одном из интервью заявил, что очень надеется, что проект российского автомобиля для первых лиц будет утвержден руководством страны уже в начале 2013 года. Речь идет о разработке правительственного лимузина, то есть, ни больше, ни меньше, о программе возрождения отечественного лимузиностроения. Производство планируется не штучное и не одноразовое, а именно массовый выпуск целого семейства моделей. Кто будет официально заниматься разработкой нового русского лимузина пока не объявлено. Сначала было заявлено, что в бой за право выпускать автомобили представительского класса вступают заводы ЗИЛ (Москва) и ГАЗ (Нижний Новгород) — давние "соперники" в деле перевозки первых лиц. Будто бы Путину уже показывали вариант "ЗИЛа", и он ему не понравился. Издание "Коммерсант" в начале осени 2012 года писало также о возможности совместного работы Московского и Горьковского автозаводов. Вот такие странные фото появились тогда в сети:

проект лимузина

Прообразом предположительно является легендарный лимузин ЗИЛ-41047:

лимузин зил

Интересно, что и в настоящее время Московский автозавод "ЗИЛ" мелкосерийно выпускает укороченную версию лимузина ЗИЛ-41041. Это 4-5 экземпляров в год, и очередь на такие автомобили расписана на несколько лет вперед. Основные заказчики, как Вы думаете, кто? Правильно — арабские шейхи. Эти же шейхи, по слухам, уже проявляют интерес к будущей модели лимузина.

Итак,  пока все, что говорится о сотрудничестве (ну или соперничестве) двух автогигантов, лишь слухи.

По одним из последних данных Горьковский автозавод предлагает создать представительский автомобиль на готовом импортном шасси. Каком, пока не сообщается. Но напомним, что сегодня ГАЗ сотрудничает с Volkswagen Group Rus, автоконцерном General Motors и с компанией Daimler AG. Кстати, для тех, кто уже приготовился заметить, что тогда это будет не отечественный автомобиль, в Минэкономразвития есть ответ: там считают отечественными все автомобили иностранных брендов, производимые в России.

Соперником ГАЗа многие источники считают не ЗИЛ, а совместный проект НАМИ и фирмы Marussia Motors. Называется даже бюджет проекта — 15 млрд руб. (для сравнения — у ГАЗа 4 млрд), за которые предлагается создать не только лимузин, но и минивэн  и внедорожник.

Кстати о внедорожниках. Вице-премьер Дмитрий Рогозин идею пересесть на отечественный автомобиль трактовал по-своему, решив приобрести военный автомобиль повышенной проходимости. Он намерен пересесть со своего BMW на "вездеход" производства Горьковского автозавода "Тигр", тем самым показав пример коллегам. Жест, конечно,  демонстративный, но интересный, особенно если представить "Тигр":

автомобиль тигр

ГАЗ-2330 "Тигр" — автомобиль военный, полицейский. В данном случае, как заявляется, это будет все тот же пятидверный внедорожник, но в гражданском варианте, без брони и, соответственно, другой расцветки. Особое внимание будет уделено внутренней отделке. Работа по созданию автомобиля специально для Дмитрия Рогозина уже ведется.

"Вообще это логично, что председатель военно-промышленной комиссии будет ездить на российской машине", — заявил Максим Григорьев, член Общественной палаты России. Автомобильные эксперты единогласно хвалят вице-премьера за правильность выбора, так как автомобиль этот действительно очень интересный и уникальный. Но не в одной надежности дело. Момент статусности здесь определенно есть — подчеркивание "силы" и "мощи" сотрудника аппарата президента. Пока мы тут говорим о разработке лимузинов, возможно, в каких-нибудь секретных цехах завода уже разрабатываются автомобили будущего, полувоенные, полугражданские, а может быть вообще, передвигающиеся, не касаясь земли, как в фильмах про 2040-е. Почему бы не пофантазировать на эту тему.

Итак, что же на самом деле может дать ГАЗу этот госзаказ? Пусть не на лимузин, а, например, на такие же, как Рогозину, стильные надежные внедорожники. Во-первых, это опять же новый уровень развития. Завод сегодня лидер по производству легкой коммерческой техники ("Газель-Бизнес" и "Соболь-Бизнес"). Совсем скоро выйдет "Газель-NEXT", готовящаяся стать сенсацией. ГАЗ сотрудничает с ведущими мировыми автомобильными корпорациями. И если ко всему этому добавится государственный заказ на автомобили VIP-класса, завод от этого только выиграет. Во-вторых, подобного рода автомобилями, непременно, заинтересуются и за границей (арабские шейхи уж точно).

И еще один момент — автомобиль как награда. Сейчас за заслуги перед отечеством дарят иномарки (например, автомобили Audi после олимпиады в Лондоне в 2012 году). В советские же времена было престижно получить в награду от государства специально оборудованный отечественный автомобиль. К числу поощрений первого космонавта Юрия Гагарина относилась черная "Волга" (ГАЗ-21) в комплектации "Люкс". Интересно, что была она с именными номерами 12-04 ЮАГ ("12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин"). Салон был специально отделан в небесно-голубых тонах. Сама "Волга", конечно же, была угольно-черной — самый престижный цвет в номенклатурных кругах.

Гагарин принимает подарок:

волга гагарина гагарин принимает волгу

Сегодня "Волга" Юрия Гагарина — музейный экспонат. Она находится в музее первого космонавта, в городе Гагарин, Смоленской области:

музей гагарина - волга

Преодолев множество кризисов, и пусть еще не решив пока все идеологические разногласия, экономически, наша страна в таком положении, когда может себе позволить не на словах, а на деле укреплять патриотизм, вкладывая деньги в российское производство.Будут ли российские спортсмены и деятели культуры снова с цветами в руках и гордостью на лице, подобно Гагарину, садиться в отечественные автомобили? А может быть на западе будут "гоняться" за отчественными лимузинами? Заслужат ли российские внедорожники пристальное внимание и далеко за пределами Ближнего Востока? Все покажет время. Одно можно сказать с уверенностью — грядущие достижения российской автомобильной промышленности, как и прежде, будут неразрывно связаны с именем ГАЗа.

Легкие коммерчекие автомобили ГАЗ в нашем каталоге!

Все права на материалы принадлежат ООО "Газавтомир". При перепечатке, полном, или частичном копировании, активная ссылка на первоисточник обязательна.

Rambler's Top100

 

Created by GraphitPowered by TreeGraph