Газавтомир
Единый (многоканальный):
(831) 418-58-58
Вход для пользователей
Лента новостей

01.11.2013 | Обзоры моделей   В роду все были врачами: прошлое, настоящее и будущее медицинских автомобилей ГАЗ

На прошлой неделе мы писали о том, как автозавод ГАЗ представил обновленный автомобиль "Скорой Помощи" класса B на базе Газели-Некст. Как и вся линейка Next, он радует глаз стремительным, динамичным, обтекаемым дизайном, массивными сигнальными фонарями. Однако, этот экспонат — не просто новый, современный автомобиль, он является преемником 80-летней династии медицинских автомобилей ГАЗ. Именно об этом старом семействе мы и поведем речь в нашем обзоре.

Родословная  санитарных автомобилей ГАЗ началась с кареты "Скорой Помощи" на базе грузовика ГАЗ-АА, появившейся в 30-е годы. В первое время ее кузов переделывали в медицинский модуль в обычных автомастерских. В 1934 году был принят стандарт оборудования, и автомобиль стал полновесно использоваться  на городских станциях "Скорой Помощи". ГАЗ-АА с массивным кузовом имел мягкие передние и задние рессоры, а также гидравлические амортизаторы для более плавного хода.

ГАЗ-АА АСМП, 30-е годы

Аатомобиль Скорой медицинской помощи ГАЗ-АА

Салон ГАЗ-АА "Скорая Помощь"

Салон "Скорой Помощи" ГАЗ-АА

Прошло несколько лет, и "Скорую Помощь" ГАЗ-АА "призвали" на фронты Великой Отечественной войны.  К тому времени у нее появился "однокашник", ГАЗ-55, санитарный автомобиль, созданный на базе грузовика ГАЗ-ММ. В его салоне размещалось 4 лежачих и 2 сидячих больных или же 2 лежачих и 5-10 сидячих. Примечательно: в рекомендациях к использованию машины было указано, что для более мягкого хода на дно кузова следует насыпать песок толстым слоем и сверху устилать его соломой. На машину был установлен калорифер, работавший от выхлопных газов, и система вентиляции.

ГАЗ-55 "Скорая Помощь"

Санитарный автомобиль ГАЗ-55

АСМП модели ГАЗ-55

ГАЗ-55

После войны отпала необходимость перевозить большие группы больных, и санитарные кузова перекочевали на легковые шасси. Примером может служить модель ГАЗ 12-Б ЗИМ, автомобиль лимузинного типа с выдвижными носилками и раскладывающимися сидениями в задней части салона. Также под медицинские нужды перестраивались и горьковские "Победы", которые могли вмещать одного больного на носилках и имели отдвижную спинку заднего сидения. Однако, серийного выпуска автомобилей не было налажено, и в медицинские кареты легковушки превращали в больничных гаражах по чертежам завода.

ГАЗ 12-Б ЗИМ

АСМП ГАЗ 12-Б ЗИМ

ГАЗ 12-Б ЗИМ, салон

Салон медицинского автомобиля ГАЗ 12-Б ЗИМ

В особых случаях требовались машины с большей вместимостью, потому на место ветерана ГАЗ-55 в 1956 году пришел бежевый автомобиль "Спецмедподмощи" ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 и кузовом производства Павловского автобусного завода. В нем было 13 мест для сидячих пассажиров и 4 места для носилок.

ПАЗ-653 "Спецмедпомощь"

Автобус "Спецмедпомощи" ПАЗ-653

Позже началась эра "Волг".  ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и наконец ГАЗ-3102 — все они, в свое время, стояли на службе здравоохранения страны. Санитарные модули на них не сильно различались между собой:  два передних сидения, два задних и одно лежачее — для больного на носилках . Финская компания ТАМРО устанавливала на шасси Волги желтые фургончики, что делало машину более комфортабельной, позволяло установить носилки лучшего качества, а также шкафы для хранения мединструмента.

ГАЗ-21 "Скорая Помощь"

ГАЗ-21 "Волга" переоборудованная в "Скорую Помощь"

АСМП ГАЗ-24 "Волга"

АСМП ГАЗ-24 "Волга"

"Волга" ГАЗ-24 переоборудованная в "Скорую Помощь" с вагоном TAMPO

ГАЗ-24 "Волга" с финским фургоном TAMPO

Медицинский фургон TAMPO изнутри

Медицинский фургон  TAMPO изнутри

АСМП ГАЗ-3102 "Волга"

Автомобиль "Скорой Помощи" ГАЗ-3102 "Волга"

После распада СССР Россия лишилась основных поставщиков санитарных фургонов — латвийского автозавода RAF. "Рафики" составляли подавляющую часть автопарка "Скорой Помощи", и их ресурс год за годом истекал. Ответ на потребность в более вместительных автомобилях для "неотложки" дал завод ГАЗ в 1995 году после выпуска своей важнейшей модели — малотоннажного грузовика "Газель". С того момента и по сей день именно она остается основной машиной в арсенале российских медслужб. Во второй половине 90-х "Скорая Помощь"  на базе "Газели" имела 2 типа конструкции: модульную (с кузовом-фургоном из утепленных "сэндвич"-панелей) и цельнометаллическую (ц/м фургон). Фургон-модуль был более просторным по сравнению с цельнометаллическим фургоном, однако его изготовление обходилось дороже, тем более что фургоны заказывались в сторонних предприятиях. С 1996 года было налажено серийное производство цельнометаллических автобусов модели ГАЗ-2705, позднее — моделей ГАЗ-32214, и АСМП на их базе стали обходиться намного дешевле аналогов с кузовом.  На протяжении десятилетия именно модель ГАЗ-33214 стала основой для подавляющего большинства автомобилей "Скорой Помощи". Их изготавливали различные предприятия по всей стране, различия проявлялись в качестве материалов для отделки и мелких деталях. Салон обычно насчитывал 184 см в высоту, в нем работала климатическая система, стенки имели тепло- и шумоизоляцию.

"Газель-Скорая Помощь"с модульной конструкцией

Модульная "Скорая Помощь" на базе автомобиля "Газель"

Реанимобиль "Газель" цельнометаллический

Реанимобиль "Газель"

Что можно сказать о медицинских "Газелях" в наши дни? Прежде всего стоит упомянуть, что  в 2002 г вышел государственный стандарт,  утвердивший специализацию медицинских автомобилей в соответствии с европейскими стандартами —  деление по классам  "А", "B" и "C". Машины класса "А" применяются для транспортировки и осмотра больных в стабильном состоянии, "Скорая" класса "B" выезжает для оказания экстренной помощи и перевозки человека в больницу, класс "С" — реанимобиль, название говорит само за себя. Как уже было упомянуто, большинство автомобилей всех трех типов в России сейчас представлены маркой "Газель". По существу классы  "А" и "B" различаются только объемом салона, поскольку по евростандарту автомобили для оперативного оказания медпомощи должны иметь больший объем, чем машины для транспортировки больных. Внутреннее же устройство у них примерно одинаковое. Стенки салона имеют термо-шумоизоляцию, окна матированы, между кабиной и салоном есть перегородка со сдвижным окном. Электросистема имеет разводку на 12 и 220 В, в потолок вмонтированы светодиодные плафоны, область носилок подсвечивается дополнительно, снаружи на крыше установлены светодиодные сигнальные фонари синего цвета. Климатическая система включает в себя отопитель, приточно-вытяжную вентиляцию и люк с функцией аварийного выхода. Из мебели в фургоне помещается шкаф с полками, умывальник с двумя бачками воды, два кресла по правому борту и топчан для сопровождающих или для дополнительных носилок. Как было сказано, автомобиль класса "А" используется в для выезда к больным в стабильном состоянии, тем не менее он должен иметь все необходимое для оказания серьезной помощи — в ней есть и система вентиляции легких, и реанимационный набор, и обширный набор лекарств. Разместить и закрепить оборудование помогают стеновые закладные, крышный леер для инфузионной системы, держатели для газовых баллонов. По центру салона располагается тележка- каталка с носилками. В автомобиле класса "B" предусмотрен еще и кислородный шланг.

АСМП ГАЗ-3221 "Газель"

Автомобиль "Скорой Помощи" класса "B" "Газель"

Самый серьезный медицинский автомобиль — это "реанимобиль", или Скорая помощь класса "С". Реанимобили используются в работе кардиологии, медицине катастроф и других сферах, когда требуется неотложная помощь специалистов "здесь и сейчас". Салон реанимобиля оборудован таким же образом, как и салон "B", однако реанимационная бригада использует дополнительные специальные инструменты. Среди них — пульсоксимер, монитор, отображающий ход вливания лекарств, наборы для операций на спинном мозге и на сердце. Борта реанимобиля окрашены в ярко-желтый цвет, сигнально-громкоговорящее устройство усилено по сравнению с линейными АСМП.

Почему именно "Газели" завоевали доверие медицинских служб в нашей стране? Решающее значение имеют отличные ходовые качества, доступность и ремонтопригодность. У муниципальных служб редко находятся средства на своевременное обновление автопарка, поэтому возможность быстро отремонтировать машину здесь особо ценится.  Модель ГАЗ-3221 за 18 лет существования как никто другой приспособилась к российским дорогам и климату. Габаритные размеры цельнометаллического фургона "Газель" не намного превышают среднестатистический легковой автомобиль, поэтому, он без затруднений лавирует в городском потоке, и вместе с тем места внутри хватает для размещения всего необходимого.

До недавнего времени на рынке медицинских автомобилей было мало альтернатив "Газели-Бизнес". Однако, и вскоре положение дел может измениться благодаря выходу серии автомобилей Газель-Некст. Уже представлено два АСМП на этом шасси: в мае на выставке "Комплексная безопасность-2013" ГАЗ представил реанимобиль Next, а в недавно, в октябре на заседании Наблюдательного совета АНО "Новая скорая и неотложная помощь" была продемонстрирована "Скорая Помощь" на шасси Next класса "B". Первое, что отличает обе машины — возвращение  к модульной конструкции: на шасси устанавливается полностью оборудованный медицинский фургон, утепленный панелями "сэндвич". Этот принцип многое меняет: теперь фургоны будут намного просторнее, медикам станет удобнее работать, внутри поместится больше оборудования. И выглядит Реанимобиль Next изнутри как целая комната: на весь левый борт растянулся сплошной стеллаж  со шкафами, с правого борта — два откидных сидения, посередине — фиксатор со складной "каталкой". Любопытно отметить, что вместо обычной перегородки между кабиной и салоном теперь сделали прямой проход. У "Скорой Помощи-Некст" есть своя характерная черта:  часть оборудования (баллоны, носилки и т.д.) можно взять из салона снаружи, через дополнительные люки.  Очевидно, что Скорая Next имеет мало общего со своей предшественницей,  и ее по праву можно назвать медицинским автомобилем нового поколения. Внедрение этих машин на станции "неотложки", по всей видимости, начнется скоро, поскольку в мае этого года вышло предписание Президента о замене  "отжившего" автопарка, согласно которому в стране планируется заменить около 10000 автомобилей.

"Скорая Помощь" "Газель-Некст"

"Газель-Некст" - АСМП класса "B"

Реанимобиль "Газель-Некст"

Реанимобиль "Next"

Салон реанимобиля "Газель-Некст"

Внутреннее устройство реанимобиля "Next"

Автомобили ГАЗ всегда стояли на службе здравоохранения страны. Они были с народом и в войну, и в мирное время, под "Скорую Помощь" переделывали почти все популярные горьковские модели. В наши дни автомобили "Газель-Бизнес" практически полностью удовлетворяют потребность  в санитарном транспорте, и любой город невозможно представить без белых "газовских" фургонов с красными крестами.  На подходе новые модели,  и  в истории медицинских автомобилей ГАЗ появится еще много новых глав.


Все права на материалы принадлежат ООО "Газавтомир". При перепечатке, полном, или частичном копировании, активная ссылка на первоисточник обязательна.

Rambler's Top100  
Система Orphus
Created by GraphitPowered by TreeGraph