Времена наступили непростые, и практически все отечественные производители коммерческих автомобилей терпят убытки. Автогигант КамАЗ завершил 2016 год с доходом чуть больше, чем 600 млн рублей, их пришлось вложить в развитие. АвтоВАЗ обещает достичь положительной динамики только через полтора года, а за 2016-й чистый убыток составил 44,8 млн рублей. Единственная компания, которая сумела увеличить выручку на 24% — Группа ГАЗ.
Формула успеха компании проста — постоянный вывод на рынок новых качественных и недорогих автомобилей и оптимизация затрат. На фоне общего спада продаж у конкурентов, Группа ГАЗ нарастила продажи микроавтобусов Газель-Некст только в России на 90%, а грузовиков Газон-Некст в самых разных модификациях на 37%. Это при том, что общий рынок коммерческой техники в РФ вырос всего на 4%. Но это был не рывок, а только подготовка к стремительному развитию, поскольку в компании презентовали несколько потенциальных бестселлеров в сегменте коммерческих автомобилей, они появятся в салонах дилеров уже в ближайшее время.
С тех пор как УАЗ 2206 безнадёжно устарел, казалось, что альтернативы ему среди отечественных полноприводных коммерческих автомобилей быть не может. Оказалось, что может. Более того, новыйСоболь-Бизнес 4WD по проходимости не уступает «Буханке», а по комфорту превосходит ульяновского «динозавра» в разы, во многом за счёт базового оснащения: эргономичные сиденья, современная приборная панель, электростеклоподъёмники, ABS, аудиосистема с управлением на руле. А дизельный Соболь бонусом получает предпусковой подогреватель и круиз-контроль. Внедорожник выходит в нескольких исполнениях, к которым в 2016 году добавилась «фермерская» модификация с двухрядной кабиной и бортовой платформой, а в гамме двигателей появился бензиновый Evotech.
Для форсирования бездорожья предусмотрена пониженная передача, межосевая блокировка заднего дифференциала, отключаемый передний мост позволяет экономить топливо на асфальте. О внедорожных способностях красноречиво говорят победы в ралли-рейдах: экипаж спортивного Соболя (пилот Татьяна Елисеева, штурман Александр Семенов) выиграл серебро в категории R на ралли «Северный Лес 2017», уступив только Газели-Некст.
Закономерная судьба столь удачной модели — признание покупателей. Внедорожник приобрёл немало поклонников, для которых в 2016 году заводом ГАЗ было организовано мероприятие «Соболиные тропы». Характерно, что в соревновательной части слёта «соболеводов» победил автомобиль без каких-либо доработок, в стандартном заводском оснащении, с двигателем УМЗ.
На ГАЗе не собираются останавливаться на достигнутом: на 2017 год запланирована премьера Соболя с ещё более выдающимися внедорожными характеристиками, который обещает стать довольно интересной новинкой.
Наряду с популярнейшей полуторатонной Газелью, компания скоро приступит к выпуску автомобиля с повышенной грузоподъёмностью. Тяжелая модификация привычной машины сможет принять на борт почти 2,5 тонны груза, а в пассажирском варианте полунизкопольного автобуса 24 пассажира. Если же установить на шасси цельнометаллический фургон, его полезный объем составит 15,5 кубов. Такая версия Газели появилась не просто так.
Ниша между полуторкой и пятитонным Газоном-Некст до сих пор пустовала. Были импортные грузовики с похожими характеристиками, в основном производства КНР с соответствующим качеством сборки и проектирования. А европейские Фольксваген Крафтер, Форд Транзит, Мерседес Спринтер на 1–1,5 млн рублей дороже уже на старте, а в эксплуатации и подавно. А как насчёт Спринтера Классик, выпускаемого в Нижнем Новгороде? Нижегородский Мерседес в минимальной комплектации с короткой колёсной базой стоит от 1,7 млн рублей, не предлагает бортовых моделей и берёт на борт не более полутора тонн. Поэтому наши перевозчики ухитряются грузить в полуторатонную Газель чуть ли не вдвое больше, что сказывается и на ресурсе техники, и на безопасности. Будущий 2,5-тонный грузовик снимет эти проблемы, но будет требовать права категории «С». На новой Газели будет усиленный задний мост, дисковые тормоза на всех колёсах, более широкая грузовая платформа.
До недавнего времени покупатели техники ГАЗ могли рассчитывать только на 5-тонные Газоны общей массой 8,7 т. Если нужна была машина посерьёзнее, потребитель смотрел либо в сторону КамАЗа, либо иномарок. А в этом сегменте выбор не слишком велик — подержанные MAN, Scania и китайские Foton или FAW, что, впрочем, одно и то же. С осени 2017 года ситуация обещает радикально измениться.
Группа ГАЗ выводит на рынок Газон-Некст грузоподъёмностью до 10 т. Скорее всего, речь идёт о представленном в 2015 году седельном тягаче с полуприцепом объёмом 50 кубов и двигателем ЯМЗ мощностью 210 л. с. и 780 Нм крутящего момента. Автомобиль будет оснащён пневматической задней подвеской и усиленной трансмиссией. Стандартный Газон-Некст улучшения также не обойдут стороной: мощность ярославского дизеля возрастёт до 170 л. с., а минимальный радиус поворота уменьшится с 8,2 до 6,8 м.
В последнее время общемировой тенденцией стал перевод коммерческого транспорта на электрическую тягу. Действительно, почему бы нет? Ведь грузовики и автобусы выделяют гораздо больше вредных веществ, чем легковые автомобили, и, как правило, работают по графику, в котором можно заранее отвести время на зарядку батарей. В Группе ГАЗ тоже это понимают, и уже ведут разработки ряда коммерческих электромобилей. Тем более, что специализированные компании уже успешно реализовывали подобные проекты на базе Газели.
Инженерное подразделение ГАЗа совместно с АО «СпецАвтоИнжиниринг» разработали полностью электрическую Газель-Некст Electro на основе цельнометаллического фургона. Электродвигатель Сименс мощностью 99 кВт с крутящим моментом 300 Нм может разогнать микроавтобус до 90 км/ч, имеет запас хода в 120 км. Под капотом Газель-Некст Electro установлен силовой инвертор-преобразователь с жидкостным охлаждением и тяговый электромотор. При этом трансмиссия ничем не отличается от стандартной. Общая масса электромобиля 4,2 т, а грузоподъёмность 1500 кг. После пробега 120 км батарея требует трехчасовой зарядки. С 2016 автомобиль производится серийно, при этом завод даёт гарантию 150 000 км пробега и 36 месяцев на литий-ионный аккумулятор. Работа над проектом не прекращается, и в скором времени электрогазель должна вплотную приблизиться к бензиновому собрату по характеристикам, а главное — по цене. Пока что 6,5 миллиона рублей без учёта НДС являются самым серьёзным препятствием на пути в светлое электрическое будущее. Несмотря на это, несколько партий Газель-Некст Electro уже трудятся на предприятиях. Они получили модификации передвижных лаборатории и мастерской, запускается в серию пассажирская электромаршрутка, а также микроавтобусы для инкассаторов и для работы в аэропортах.
Можно с уверенностью сказать, что Группа ГАЗ переживает хорошие времена. Прибыли растут, а значит можно ожидать новых разработок. Речь идёт и о расширении модельного ряда, и о внедрении различных современных опций, таких как система курсовой устойчивости, подушки безопасности, автоматическая КПП. И, конечно же, двигателей экологического стандарта «ЕВРО-6». Также, не за горами постройка автомобиля с «автопилотом».