В 20-х числах марта ГАЗ традиционно празднует юбилей — на этот раз легендарной «Эмке», то есть ГАЗ-М1, исполнилось целых 79 лет. Однако почему же памятной для заводчан является эта дата, а не выпуск первого фаэтона ГАЗ-А?
Все дело в крупносерийном производстве — ведь «Эмка» стала первым советским легковым автомобилем со штампованным кузовом. Предыдущая модель собиралась по дорогостоящей и чрезвычайно трудоемкой панельной технологии, которая не позволяла называть выпуск таких автомобилей по-настоящему массовым. Кроме того, ГАЗ-М1 у многих ассоциируется с победой в войне — ведь именно на таких автомобилях, прошедших значительную доработку, ездили маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский, и этот автомобиль служил основой для знаменитых броневиков серии БА.
М-1 на прогулке
Сама история модели очень примечательна. Согласно контракту с американской фирмой Ford, ГАЗ имел право получать чертежи новых моделей в течение 5 лет. Соответственно, когда на рынок США вышла модель Ford B, руководство советского предприятия тут же снабдили соответствующей документацией и ходовыми образцами. Однако испытания показали, что «американец» не способен выдержать русского бездорожья в силу своей приспособленности к идеальным заокеанским хайвэям. Тогда начался поиск обходного решения — тем более что инженерам еще предстояло переводить размеры из дюймов в миллиметры.
Идеальный вариант был найден очень быстро — в Германии выпускалась штабная армейская модель Ford Rheinland, которая имела старый двигатель с четырьмя цилиндрами вместо американского V8, а также усиленную подвеску, мощную раму и упрощенное оформление салона. Однако документацию на такую машину было получить очень сложно — ведь в середине 30-х годов отношения с нацистской Германией уже были предельно напряженными.
Чтобы решить этот вопрос, торговому представительству СССР пришлось открыть подставную фирму в Швеции, и купить у немцев нужные чертежи. В итоге выпуск новых машин начался достаточно быстро — уже к 20-м числам 1936 года с конвейера начали сходить первые «Эмки». На основе базовой модели было создано несколько модификаций, включая пикап, автомобиль повышенной проходимости для армии, и даже бронированную машину, которая участвовала во множестве сражений.
Бронированный автомобиль на базе ГАЗ М-1
В 1943 году при бомбардировке завода ГАЗ был разрушен цех с оснасткой для выпуска машины. Руководство приняло решение не возрождать производство, и дало добро на запуск в серию «Победы» М-20, которая была представлена в 1946 году. Всего за эти годы было выпущено 62888 «Эмок».