На днях завершился всероссийский чемпионат по конструированию беспилотных автомобилей «Робокросс-2016». В нём приняло участие множество команд из самых разных уголков страны. На трассу выходили транспортные средства любых классов — от детских квадроциклов с малокубатурными двигателями до полноценных грузовиков и автобусов.
Для «Группы ГАЗ» особый интерес представляли беспилотные Газели различных поколений, разработанные научно-техническими институтами. По их словам, за последние пять лет в инженерный центр компании пришло более 70 молодых сотрудников, ранее представлявших свои команды на подобных соревнованиях. Кроме того, специалисты завода присматриваются и к инженерным решениям, которые постепенно внедряются в серийное производство.
Один из лучших результатов среди коммерческих автомобилей показал робот на шасси Газели-Бизнес, созданный командой «Аврора» Рязанского радиотехнического университета. Он успешно преодолел дистанцию, объехав все препятствия различной сложности, выполнил упражнение на самостоятельное движение задним ходом и торможение. Кроме того, машина распознала дорожные знаки и разметку, выполнив предписанные ими действия.
Участвующие в соревнованиях технические специалисты говорят о том, что их наработки помогут российским автомобилестроителем идти в ногу с мировым прогрессом. По их словам, уже сегодня массово применяются устройства, которые оказывают помощью водителю и предупреждают их об опасности. Стоит сказать, что именно предотвращение непредвиденных ситуаций является одной из главных задач системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая вскоре станет серийным атрибутом всей техники ГАЗ.
Следующий этап развития — это системы, которые будут брать на себя управление только в тех случаях, когда авария выглядит неминуемой. К ним можно отнести комплексы автоматического торможения, обязательные для установки на новые транспортные средства, продающиеся в странах Евросоюза. И только после того, как эти два этапа будут доведены до совершенства, можно будет говорить о переходе к настоящим автопилотам и роботизированным автомобилям. Тщательная работа над ними станет залогом безопасности и отсутствия каких-либо несчастных случаев, связанных с программными ошибками.
Несмотря на огромные масштабы предстоящей работы, участники Робокросса называют вполне обозримые сроки представления первых серийных автопилотов — 5–10 лет. Благодаря поддержке разработок «Группой ГАЗ» вполне возможно, что уже скоро мы увидим полностью автоматизированные машины на улицах городов и трассах.