На прошедшем в середине июня правительственном совещании министр промышленности и торговли Денис Мантуров озвучил неожиданную информацию — государственных гарантий для "Группы ГАЗ» не будет, поскольку предприятие сотрудничает с банком ВТБ по программе, которая не предполагает использования такой формы финансирования.
Однако это вовсе не означает кризисного положения для автозавода — на самом деле, государственные гарантии просто не понадобились компании, поскольку финансовые организации согласились на реструктуризацию задолженности собственными силами. Речь идет о совместной программе Сбербанка России и банка ВТБ, согласно которой предприятие получит 33,25 млрд. рублей сроком до 2020 года.
Подобная сумма намного больше, чем запрошенный ГАЗом объем в 20 млрд. рублей, и тем более — чем обещанная Мантуровым программа государственных гарантий объемом в 16 млрд. рублей, о которой шла речь на последнем правительственном совещании. Соответственно, сокращений по инвестиционным программам компании не ожидается, равно как и отмены запуска в производство новых моделей в ближайшие 1,5 года.
Конечно, условия, предоставленные Сбербанком, содержат не только положительные моменты. Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева говорит, что кредит будет предоставлен в форме займа с плавающей ставкой. Это означает, что на величину процентов за обслуживание долга будет влиять как экономическая конъюнктура, так финансовые результаты компании и своевременность внесения регулярных платежей. Минимальная ставка по займу составит 12,25%.
По словам Елены Матвеевой, а также президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, этот показатель намного ниже рыночных ставок кредитования, которые в настоящее время колеблются в пределах 17,6–30%. Однако он намного выше тех расходов, которые пришлось бы нести предприятию на обслуживание государственных гарантий — они составили бы 8–9%.
Фактически это приводит к некоторой дестабилизации экономического положения компании, но говорить о каких-либо негативных тенденциях нельзя. Представители «Группы ГАЗ» утверждают, что повышение ставок приведет лишь к некоторому замедлению роста компании в будущем, но никак не к получению ею существенного ущерба. Тем более, что предоставленный кредит исполняет свою главную функцию — дает предприятию возможность относительно безболезненно пережить кризис и развернуть крупномасштабное производство автомобилей поколения Некст во всех классах техники.